|
Сабантуй,
что мы о нём знаем
В годовом календаре всех земледельческих народов самым ответственным
этапом считаются сев и жатва. Так, у татарского народа есть большой
праздник "Сабантуй" , что значит- праздник плуга. Проводится он по окончанию сева,
потому что весенний сев считался самым подходящим моментом для приобщения
подростков к самостоятельному труду. Как гласит татарская пословица
"С начала труд, а почести придут потом". И действительно, на поле
выходила мать, ближайшие родственники , чтобы посмотреть на чудо:
сын, молодой человек , прокладывает самостоятельно первую борозду
в своей жизни. Народы, проживавшие долгие годы рядом, не только не
враждовали, но наоборот, происходила преемственность культур, обычаев
, образа жизни.
Сабантуй насыщен умными, подвижными играми, соревнованиями. Да, "предков
заветы не развеют ветры". На празднике было много "можно" из того,
что Коран запрещал. Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя
было появляться в людных местах с мужчинами , а на сабантуй женщины
приходили. Шариат требовал, чтобы невесту, и особенно жениха выбирали
родители, а на сабантуе молодые люди сами знакомились, водили хороводы,
влюблялись. Редко какой парень не вынашивал надежду понравиться девушке,
показать ей, на что он способен . Как говорит народная мудрость: "Конь
узнается лишь в упряжке санной, а богатырь - в схватке бранной". Присутствие
девушек на сабантуе, а они не принимали участия в состязаниях, были
только зрительницами, вдохновляло джигитов, делало их отважными. "Возможное
- сделает каждый, невозможное - отважный". Мужчина, ставший джигитом
аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Его освобождали от
тяжелого труда, берегли. В самой организации Сабантуя был заключен
принцип: "Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека.
Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой". …
Есть у Сабантуя одна особенная черта. Его приближения ждал не только
татарин , но и русский , чуваш, мариец. Сабантуй постепенно стал праздником
межнациональным. На этот праздник татарин приглашал односельчанина
любой национальности. Много дополнений внесли эти народы в празднованье
Сабантуя. Воистину " средь полей ходить - землю познать, средь людей
ходить - народ узнать". Для сабантуя - характерно поразительное единство
зрителей и выступающих . Каждый из присутствующих в любой момент мог
включиться в состязание , т.к. они были для всех знакомы , понятны
, всеми единодушно принимались. Их мог придумать народ энергичный,
добрый и жизнерадостный. Борьба - куряш на поясах, конные скачки многие
другие, не менее увлекательные. Мы выбираем игры, исходя из наших
возможностей, но не менее интересные. Хочется обратить ваше внимание
и на то, что ушло, забылось… Так призы , которые дарились победителям
состязаний , готовились всю зиму. Готовили их только молодые женщины
, которые вышли замуж, после последнего сабантуя . Вышивали бисером
и нитками тюбетейки , кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы. Они
тоже по-своему состязались в рукоделии . Но самым почетным (именно
почетным, а не дорогим)подарком считалось вышитое полотенце - тастымал.
Его вешали в центре майдана на шест, дарили по окончанию сабантуя
новоявленному батыру. Он уносил его прямо с шестом, сделав круг почета
(обычно в финале празднества). Полотенце нашего Сабантуя мы также
сегодня вручим батыру состязаний. Заканчивался праздник Сабантуй гулянием
молодежи до утра. Водились хороводы, пелись песни, играли скрипки,
мандолины, гармони… Сейчас в Казани во время летнего солнце стояния
проводится республиканский Сабантуй , который стал национальным праздником.
Чудный праздник единения и веселья - сабантуй , живи и радуй людей.
Какие бы обороты и скорости не набирала история, а ты остался, как
твой крепкий, энергичный народ, богатый на творчество и мудрость.
"Хоть брось его в грязь - алмаз всегда алмаз" - пословица говорит,
как -будто специально о Сабантуе… Не забывайте, люди, традиций сабантуя,
цените его солнечную энергию, уважайте национальную культуру народа,
обогатившего нашу жизнь прекрасными обычаями и. традициями.
Взято с сайта astana.dan.kz
|
|
|
|
|
|
|