|
Кухня,
традиции застольного этикета
Интересна и разнообразна татарская национальная кухня, которая развивалась
не только на основе своих этнических традиций. Большое воздействие
на нее оказали кухни соседних народов. В наследство от булгар в татарской
кухне остались катык, бал-май, кабартма, дополнившиеся
татарским чак-чаком, эч-почмаком, китайская кухня подарила
пельмени и чай, узбекская - плов, таджикская - пахлеве.
Многочисленные путешественники, посещавшие Казань, называли национальную
кухню сытной и вкусной, простой и изысканной, их удивляло разнообразие
и редкое сочетание продуктов, а также гостеприимство, запоминавшееся
надолго. По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась
праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения - сладкий
чак-чак, щирбет, липовый мед, и, конечно, душистый чай.
Гостеприимство на Востоке всегда ценилось высоко. "Негостеприимный
человек - неполноценный", - считалось у мусульман. Гостей было принято
не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал
тем же. В народе говорили: "Кунак ашы - кара каршы", что значит "Гостевое
угощение взаимное".
Гостеприимство считалось одной из главных добродетелей еще у булгар.
В полной мере это проявилось во время приема посольства багдадского
халифа, прибывшего по просьбе булгарского царя Альмуша летом 922 года,
чтобы способствовать принятию ислама в Волжской Булгарии. Еще в пути
сыновья и братья царя встретили гостей хлебом, мясом и просом. Особенно
поразил посла Сусана радушный официальный прием в царской юрте. После
обильного стола гостям было предложено унести оставшиеся явства в
свое жилище.
|
|
Калжа-закуска |
|
В мае 1722 года широту казанского гостеприимства испытал на себе русский
царь Петр I, направляющийся в поход на Пруссию. В доме богатого казанского
купца Ивана Михляева Петр отпраздновал свое пятидесятилетие. Множество
слуг, с поклоном царю в пояс, вносили: "сперва холодные блюда из мяса
и рыбы, затем - горячее, потом жаркое, за которыми шли пирожные потом
сласти, в промежутках между жидкими блюдами подавались пироги:".
Особые нормы и правила принятия пищи налагал ислам. По шариату запрещалось
употреблять мясо свиньи, а также некоторых птиц, например, сокола,
лебедя - последние считались священными.
В девятый месяц мусульманского лунного календаря, рамазан, когда был
ниспослан на землю Коран, все мусульмане старше 12 лет обязывались
держать 29-30 дней пост-уразу - полное воздержание от еды и питья
в светлое время суток. Шариат призывал соблюдать умеренность в еде
не только во время уразы, но и в повседневной жизни.
Один из главных пищевых запретов касался вина и других алкогольных
напитков. В коране отмечается, что в вине, как в азартной игре, есть
плохое и хорошее, но первого больше. "Вино является явным корнем и
источником грехов, и кто выпил его теряет рассудок. Он не знает Бога,
никого не уважает..." - говорил пророк Муххамад.
Согласно адабу - исламской этике - любая еда начиналась с мытья
рук. Перед началом трапезы мусульманин произносил: "Бисмиллах арра
хман аррахим" ("Во имя Аллаха милосердного и милостивого"), заканчивалась
еда также молитвой. Ели мужчины и женщины отдельно. Известный татарский
просветитель и энциклопедист Каюм Насыри в своей книге о воспитании
описал ряд правил, обязательных во время еды : "За стол садись сразу
же, как только подадут еду, не заставляй себя ждать. Ешь правой рукой,
если за столом собрались почтенные люди, не тяни к еде руку раньше
них - это невоспитанность. В умеренной еде большая польза - будешь
здоров телом, ясен умом, силен памятью."
Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища. Любимым
мясом татар считалась баранина, ценилась домашняя птица. Популярными
мясными блюдами были - плов и пельмени, которыми угощали по обычаю
молодого зятя и его дружков.
Молоко использовалось в основном в переработанном виде. После отстоя
получали сливки, затем масло. Из квашеного молока готовился излюбленный
татарский напиток - катык, который шел на приготовление сюзьмы
- татарского творога. Другая разновидность творога -
еремчек, корт .
Из всего многообразия блюд наиболее характерны: во первых, супы и
бульоны (шулпа, токмач) мясные, молочные и постные.
Во-вторых, распространенными у татар являются мучные печеные изделия
- бэлеши, перемячи, бэккэны, эч-почмаки, сумса
и другие с начинкой из мяса, картофеля или каши. В третьих, наличие
"Чайного стола - души семьи", как говорят татары, подчеркивая его
значимость в застольном ритуале. Чай с печеными изделиями заменяет
порой завтрак или ужин, чай - непременный атрибут встречи гостя. Историк
Н.Воробьев пишет: "Наиболее широко распространенным напитком у татар
всех классов являлся чай, который пили часто и много, гораздо больше,
чем соседние народности." Восхвалялся чай и в народных татарских баитах-сказаниях:
В этом мире у Аллаха много разных вкусных явств,
Не сравниться им, однако, с чаем, главным из лекарств.
Столько ценных и целебных своиств не сыщешь у других
В сытых превратит голодных, в юных - старых и больных.
К чаю подавалось угощение из сладкого теста катлама, кош-теле,
чак-чак - обязательное угощение на свадьбе, которое приносила
невеста, а также ее родители. С чаем охотно пили мед. Из него готовилось
обязательное угощение в честь рождения ребенка - пюре-альба,
свадебное лакомство - бал-май. Ширбет - сладкий
фруктово-медовый напиток - употреблялся также во время совершения
свадебного обряда, невеста посылала его гостям, которые выпив ширбет
клали на поднос ей деньги в подарок.
Казанская кухня, впитавшая в себя кулинарные традиции булгар, татар,
русских, влияние Востока и Европы, богата самыми разнообразными блюдами
повседневного и праздничного стола. И по сей день сохранились не только
замечательные рецепты национальной кулинарии, но и существовавшее
в веках радушное гостеприимство народа.
взято с http://www.tatar.ru
|
|