|
Одежда
и украшения
Интересны и необычны одежда и украшения казанских татар, которые сильно
отличаются от других Поволжских народов.
В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде
длинной рубахи туникообразного покроя (кулмэк) у мужчин и женщин
и свободные шаровары c "широким шагом". Женская рубаха украшалась
воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией,
специальным нагрудным украшением - изу. Верхняя одежда татар
была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи одевали
безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили
из бархата, украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом.
Предпочтение оказывалось ярким тонам - желтому, зеленому, голубому,
сиреневому. В целом костюм был многослойным и тяжелым за счет набора
многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки
костюма были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы.
Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20.
Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.
Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы
тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш)
искусно украшенная тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой.
Особо оригинальными были женские головные уборы - вышитая жемчугом,
мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак.
В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого
и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда
и умения. Иногда на голову одевали покрывало, которое повязывали особым
(полотенцеобразным) способом.
Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор.
Косы украшались подвесками, кистями - чулпами. Чулпы оттягивали
косы и, по мнению татарок, способствовали их росту.
В костюм казанских татарок входили узорные сапожки ичиги. Материалом
для них служили цветной сафьян, уже в древности они были настолько
хорошо известны, что в Центральной Азии хорошо выделанную кожу до
сих пор называют "булгари". Подобное искусство мозаики по коже
было известно лишь казанским татарам, оно уходит корнями в культуру
древнетюркских степных кочевников.
Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений,
вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра,
бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские
ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку,
литье, гравировку, чернение, инкрустацию.
Лицо женщины в соответствии с исламскими традициями было закрыто покрывалом.
В
народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми
подвесками, кольцами и серьгами, перевязью-хасите, широкими
браслетами, скорее можно услышать татарскую женшину, чем увидеть ее.
Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала
от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки,
помогало сохранить любовь супругов в семье.
Изделия татарских мастеров, золотошвейное вышивание женских калфаков,
мужских тюбетеек и каляпушей не раз получали золотые
медали в Чикаго и Париже, расходились не только в городах России,
но и в Азии и Западной Европе.
Сегодня традиционный татарский костюм существует в практике фольклорно-музыкальных
ансамблей. Художники-модельеры создают образцы национальных костюмов
для выставок и музейных экспозиций. национальных
костюмов для выставок и музейных экспозиций. взято
с http://www.tatar.ru
|
|
|
|
|
|
|