Д.М. Исхаков
 

Татары


Популярный очерк этнической истории и демографии (отрывок из книги)
ПРЕДИСЛОВИЕ

Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Татарский народ прошел длительный путь исторического развития и имел в прошлом свою государственность (древнетюркские каганаты, Причерноморская Булгария, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское, Крымское, Астраханское, Касимовское и Сибирское ханства). Во всех этих государствах существовала и развивалась самостоятельная культура, достигая высокого для своего времени уровня. Однако мы, наследники этой культуры, об истории нашего народа, благодаря усилиям тоталитарной системы, господствовавшей в последние десятилетия, мало что знаем. А из того, что нам известно, многое искажено в угоду интересам тоталитаризма. Одним словом, историю татар предстоит написать заново. Предлагаемая читателю работа является введением к этнической истории и исторической демографии татарского народа. Именно по этим направлениям науки накоплены многочисленные ненаучные, политизированные представления, которые еще предстоит преодолеть. Естественно, в небольшом исследовании научно-популярного характера выносимые на обсуждение вопросы могли быть только намечены. Тем не менее, можно надеяться, что читатель после прочтения этой книжки получит возможность несколько нетрадиционно взглянуть на этническую историю татар, на их этнодемографию.

ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ТАТАР

Этноним "татары" исторически закрепился за тюрко-язычным населением Поволжско - Приуральской историко-этнографической области, Крыма, Западной Сибири и за тюркским по происхождению, но потерявшим свой родной язык татарским населением Литвы. Само название "татары" является основным для всех групп, образующих татарскую этническую общность. В то же врем у всех этнотеррито-риальных групп татар имелись и локальные самоназвания: у волго-уральских татар - мишар, типтер, керашен, и др.; у астраханских татар - юрт татарлары, нугай, карагаш т. д.; у сибирских татар - себер татардары (себерак), тоболлык, туралы, бохарлы и пр.; у крымских татар - нугай, тат, крым татарлары (крымлы); у литовских татар - литва татарлары, меслим. Не вызывает сомнения, что волго-уральские и крымские татары являются самостоятельными этносами. Первые в конце XIX - начале XX находились на уровне развития, характерном для буржуазной нации. Крымские татары в результате существенной деформации их этносоциальной структуры, вызванной массовой эмиграцией во второй половине XIX - начале XX вв., сформировались в составе Российской империи в народность буржуазного типа. Самостоятельной этнической общностью до начала XX вв. являлись и литовские татары, которых можно было бы рассматривать в качестве особой этнической группы золотоордынско - тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических процессов в XV-XVI вв. Эта группа, вплоть начала ХХ в. сохранявшая благодаря исламу свою этническую целостность, во второй половине XIX - начале XX вв. переживала в определенной степени процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления "татарского" самосознания. Сложнее обстоит дело с сибирскими и астраханскими татарами. Продолжительные контакты этих групп с волго-уральскими татарами, особенно усилившиеся во второй половине XIX в., имели важные этнические последствия, оцениваемые разными исследователями неоднозначно. По нашему мнению, во второй половине XIX – начале ХХ вв. произошла консолидация средневолжско-приуральских, астраханских и сибирских татар в новую этническую общность - татарскую нацию. Ядром нации в силу своей многочисленности и социально-экономической, а также культурной продвинутости стали татары Волго - Уральского региона. Сибирские и астраханские татары образуют две другие этнотерриториальные группы татарской нации. Сложную этническую структуру этой нации иллюстрируют следующие данные (на конец XIX в.): волго-уральские татары составляли 95,4, сибирские -2,9, астраханские - 1,7% от общей численности татарской нации. Отдельные этнотерриториальные группы татар состоят из целого ряда субэтнических, этнографических, сословных, религиозных и др. образований. В составе татар Волго-Уральского региона выделяются субэтносы казанских, касимовских татар и мишарей. Этнокон-фессиональную общность представляют из себя крещеные татары (кряшены). В рамках субэтнического формирования казанских татар могут быть выделены этнографические группы нукратских, пермских татар, этносословная группа тептярей и т. д. Локальные особенности имеются и у крещеных татар (нагайбаки, молкеевсхие, елабужские, чистопольские и др. кряшены). Мишари подразделяются на северную (ц-окающую) и южную (ч-окающую) группы и на ряд подгрупп. Сложное внутритрупповое членение имеют и сибирские татары (тубыллык, гарылык, томанлек, бараба, бохарлы и т. д.). Среди астраханских татар имеются такие труппы, как юртовские татары и карагаши, кроме того существуют и более мелкие группы (смешные, татары "трех дворов" и др. в составе юртовских татар; кундровские татары и калпаки, тяготеющие также к юртовцам). Крымские татары делятся на степных (нугай татарлары, нугай) и южно-бережных (иногда последних подразделяют на прибрежных и горных), среди которых известен этноним "тат". Встречающиеся у литовских татар деления (найманы, ялаиры и др.) восходят к племенным наименованиям. В антропологическом отношении среди татар преобладают представители большой европеоидной расы. Среди волго-уральских татар представлен темный европеоидный тип (около 40% казанских татар, до 60% мишарей, 15% кряшен); вторым по распространенности является светлый европеоидный тип, характерный для 20% казанских татар и мишарей, 44% кряшен. Довольно широко, особенно у кряшен (до 34%), представлен сублапаноидный (уральский) тип. Монголоидный Компонент (южносибирского типа) среди волго-уральских татар составляет около 14%, но среди сибирских и астра-ханских татар его значительно больше. Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определенную специфику: язык юртовских татар представляет из себя промежуточное состояние между ногайским языком и диалектами волго-уральских татар; карагашский язык - в основе ногайский - испытал заметное воздействие татарского языка, но сохранил свои особенности. Тюркский язык литовских татар, по ряду признаков сближающийся с кыпчакскими диалектами крымских татар, перестал существовать еще в XVI в. (литовские татары перешли на белорусский язык, а к сер. XIX в. часть интеллигенции начала использовать польский и русский яз.). В целом, народно-разговорный язык татар волго-уральских, сибирских и астраханских относится к булгаро-кынчакской подгруппе кыпчакской группе тюркских языков алтайской семьи. Литературный татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта, но при заметном участии западного (мишарского) диалекта. В период средневековья (до сер. XIX в.) функционировал старотатарский литературный язык (поволжский тюрки). Самое раннее из сохранившихся литературных памятников на старотатарском языке - поэма Кул Гали "Кыйсса-и Йосыф", написанная в ХШ в. (автор погиб во время монгольского завоевания 1236 г. Со второй половины XIX в., в период образования буржуазной нации, начинается формирование татарского национального языка, завершившегося в начале XX в. Период с 1905 по 1917 гг. является эпохой национального возрождения татар, когда бурное развитие получило книгопечатание -татары вышли в России на одно из первых мест в этой сфере - национальная периодика, театр и т. д. Наиболее древняя письменность - тюркская руника. Письменность с Х века по 927 г. функционировала на основе арабской графики, с 1928 по 1939 г. - на основе модифицированной латинской графики (яналиф), а с 1939/40 гг. -на русской графической основе. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в т. ч. натайбаков), обращенных насильственно в ХVI-ХVIII вв. в православие, - мусульмане-сунниты. Религиозный центр татар-мусульман находится в г. Уфе (Духовное управление мусульман Европейской части и Сибири, существует с 1789 г. Этноним "татары" является общенациональным и как основное самоназвание всех групп, образующих нацию закрепился во второй половине XIX - начале XX вв. В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы у волго-уральских татар - меселман, казанлы, болгар, мишер, типтер, керэшен, нагайбак, кечим и др.; у астраханских татар – нугай, карагаш, юрт татарлары и пр.; у сибирских татар – себер татарлары (себерак), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.д. у литовских татар -меслим, литва (липка) татарлары. Этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племена в VI-IX вв. В составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в т. ч. тюркские), называвшиеся "татарами". В ХIII-ХIV вв. в результате сложных этнических процессов, происодивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Европейские народы, русские и некоторые крупные азиатские народы население Золотой Орды называли "татарами". В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя феодальная верхушка, военнослужилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима - "татары". После падения ханств, этот термин из среды прежней феодальной верхушки постепенно был перенесен и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств "татарами". Тем не менее, данный этноним закреплялся с трудом. Среди татар волго-уральских он в XVI в. воспринимался еще как имеющий отрицательный смысл. У татар волго-уральских вплоть до второй пол. XIX в. функционировали многочисленные локальные этнонимы (см. выше), такая же ситуация наблюдалась и среди других групп татар. В условиях формирования нации (втор. пол. XIX в.) у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны национальной интеллигенцией, которая очень сильно способствовала отказу от локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима "татары". При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926 г. большинство татар считало себя уже татарами. Этническая история татар весьма сложна и в ряде аспектов остается недостаточно изученной. Относительно поздним этническим образованием являются литовские татары. Эта группа начала складываться в конце XIV в. на территории Великого княжества Литовского за счет выходцев из Золотой Орды, позже и из Большой и Ногайской Орд. У литовских татар существовало вассальное Литве маленькое княжество jadoblayi (образовано около 1438 г.). По данным ХV-ХVIII вв. среди литовских татар выделяются следующие племенные группы (точнее, их осколки): найман, ялаир, кондрат (конг-рат), юшин (видимо, уйшин). Известны также представители крупных феодальных кланов: барыны, мансуры и др. Золотоордынское происхождение этих групп очевидно. Видную роль сыграли тюркские племена эпохи Золотой Орды и более позднего времени ив формировании крымских татар. В их составе известны мангыты, меркиты, кияты, конграты, сельджиуты, юшуны (уйшуни), кыпчаки, аргыны, барыны, ширины, мансуры и др. Однако, несомненно, ряд этнических компонентов крымских татар восходит к гораздо более раннему времени. Особенно это относится к группе южно-бережных крымских татар, среди которых исследователи отмечают потомков готов, хазар, греков-византийцев, итальянцев-генуэзцев, турок-османов и др. Национальным государством крымских татар являлось Крымское ханство (1443-1783 гг.), выступавшее в своей внутренней и внешней политике как государство с самобытной культурой и экономикой, являвшееся с начала XVI в. и до конца XVII в. одним из значительных государств Восточной Европы (А. Фишер). Окончательное этническое оформление крымских татар как самостоятельного этноса - развитой феодальной народности произошло в рамках данного государства. Этническую основу волго-уральских татар составили булгары, создавшие не позже начала Х в. в Среднем Поволжье одно из ранних государств Восточной Европы - Волжскую Булгарию (просуществовало как самостоятельное государство до 1236 г.). Этнический состав волжских булгар был неоднородным и разные их группы прошли длительный путь этнического развития. Кроме собственно булгар выделяются такие племена как барсилы (берсилы),эсегелы, савиры-сувары, известные с гуннского времени и позже. Некоторые из них, например, эсегелы (точнее, чигили или джигиры) выделились в свое время из состава карлуков. Существенную роль в этнической истории волжских булгар сыграли и угорские группы. О разнообразии этнического состава населения Волжской Булгарии свидетельствуют и названия таких городов, как Торческ (от названия торков) н Тухчин (от кыпчакского этнонима токсоба). В западных ареалах Волжской Булгарии жили буртасы, этнические истоки которых пока не вполне ясны. В составе Волжской Булгарии из многих племенных формирований сложилась булгарская раннефеодальная народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации в феодальную народность. Включение территории Волжской Булгарии в Золотую Орду привело к существенным этно-политическим изменениям. На месте Волжской Булгарии было образовано одно из десяти административных делений Золотой Орды с главным административным центром в г. Булгаре. В XIV - начале XV вв. известны отдельные княжества с центрами в Булгаре, Джукетау, Наровчате (Мукшы) и Казани, что свидетельствует о дезинтеграционных процессах. В XIV-XV вв. в этническую среду населения бывшей Волжской Булгарии проникли в значительной массе кыпчакизированные и кыпчакско-ногайские группы. Об этом говорят обнаружение среди волго-уральских татар таких родоплемеиных названий как коцграт, мец, токсоба, буркут, кирает, алат, карагай, бадрак, катай, табын, балыкчы, кыргыз, кыпчак и др., а также языковые и культурные материалы. В XIV -середине XVI вв. происходило окончательное оформление таких этнических общностей, как казанские татары, мишари и касимовские татары. Феодальная казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438-1552 гг.) - национальном государстве казанских татар, являвшемся одним из крупных государств Восточной Европы в XV - середине XVI вв. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины XV в. Касимовском ханстве (просуществовало до XVII в.). Причем мишари до середины XVI в. переживали процесс становления как феодальной народности, по ряду причин, однако не завершившегося. Касимовские татары, имевшие некоторые своеобразия, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовывали переходную между казанскими татарами и мишерами группу. Во второй половине XVI-XVIII вв. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение касимовских татар и мишарей, что привело к сложению единого татарского этноса (волго-уральских татар) – народности развитого феодального типа. С конца XVIII века на основе этой народности началось формирование буржуазной нации, продолжавшееся до XIX - начала XX вв. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп (в т. ч. некоторых более ранних групп, возможно хазарского и кыпчакского происхождения). В XV – XVII вв они находились под сильным влиянием Ногайской Орды, в ряде случаев прямо включив в свой состав группы ногайского происхождения (например, карагаши).Среди астраханских татар имеются и другие компоненты (небольшие группы отатаренных татов), индийцев, средне-азиатских тюрков). По-видимому народностью астраханские татары ие стали. Скорее всего, отдельные группы астраханских татар (юртовские татары и карагаши) это этнические группы средневекового ногайского и зололотордынско-тюркского этносов. Этнополитическими формированиями астраханских татар были: Астраханское ханство (1459-1556 гг.), Ногайская Орда (позже - несколько ногайских княжеств (Большие и Малые Ногаи, др.). Сибирские татары сложились в раннесредневековую народность в основном из этнических групп кыпчакского и ногайского происхождения, включив, однако, в свой состав и ассимилированных угров (отсюда один из этнонимов сибирсикх татар - иштек/уштек). Среди сибирских татар известны такие родоплеменные названия, как табын, катай, таз, найман, курдак, кирает, карагай, стан, токуз и т. д. В тоже время имеются и такие названия, как супра, истяк, Бикатин, др., которые являются скорее угорскими. Развитие сибирских татар с конца XVI в. происходило в Тюменском княжестве (Тюменское ханство), которое в первом десятилетии {XVI в. вошло в состав более крупного политического объединения - Сибирского ханства (просуществовало до 1598 г.). Надо полагать, что сибирские татары не успели сложиться в достаточно консолидированную феодальную народность. В средневековье, в т. ч. в период Золотой Орды и самостоятельных ханств, татарское население разных регионов имело между собой довольно интенсивные торгово-экономические связи. Именно поэтому разные группы татар в языковом и культурном отношениях близки между собой. Однако после завоевания в XVI в. татарских ханств Московским государством, некоторые группы татар, в частности, крымские, оказались в совершенно ином историко-культурном пространстве, что привело к определенной трансформации их этнического развития. Во второй половине XIX - начале XX вв. в результате сложных этнических, этнокультурных и демографических процессов (раннее вхождение в состав Русского государства, близость этнических территорий, миграция волго-уральских татар в районы Астрахани и Западной Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение на основе этнического смешения) происходила консолидация трех этнотерриториальных групп татар (волго-уральских, сибирских и астраханских) в буржуазную нацию. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми группами "общетатарского" самоназвания. Хотя в начале XX в. этот процесс еще не был завершен полностью. Среди части сибирских татар, например, бытовал этноним "бухарцы", а у астраханских татар - "ногайцы". Да и у волго-уральских татар по переписи 1926 г. себя считали "татарами" 88% того населения Европейской части страны, которое принято называть татарами. Оставшиеся 12% имели другие этнонимы: мишар - 241 тыс., керашен - 113 тыс. (из них часть еще имела особое самоназвание -"нагайбак"), типтар - 25 тыс. чел. Сохранение всех этих локальных этнонимов имело свои причины. Но главной все же была незавершенность консолидационных процессов среди татар в тот период. Этнические процессы среди татар происходили и позже, а в некоторых аспектах они не завершены еще и сегодня. В целом, однако, татарская нация является вполне оформившимся крупным этносом.

ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РАССЕЛЕНИЕ ТАТАР

Достоверные данные о численности татарского населения России имеются с начала XVIII в. Можно утверждать, что в начале XVIII в. численность тех татар, которые жили в России или были потом к ней присоединены, вряд ли превышала 0,5 млн. чел. До конца XIX в. эта численность увеличилась пятикратно. В XX в. произошло удвоение численности татар. Однако общий анализ демографического развития скрадывает некоторые весьма важные особенности динамики численности отдельных групп татар в XVIII -начале XX вв. Необходимо прежде всего отметить неравномерность прироста численности отдельных групп татар в XVIII - начале XX вв. В этот период численность волго-уральских татар возросла в 11,21 раза, астраханских татар - 6-8 раз, литовских татар - 4,2 раза, 3,3 раза, а крымских татар - лишь на 10-13%, такие различия объясняются как особенностями социально-экономического развития разных групп татар, так и этническими процессами (волго-уральские татары, например, включили в свой состав в результате консолидационных и ассимиляционных процессов значительную часть иноэтнического населения). Были и другие причины. Часть астраханских татар, бывших кочевниками (в основном ногайского происхождения), в XVIII в. переселила на Северный Кавказ, в Крым и др. регионы. Для крымских татар были характерны массовые эмиграции, особенно во время и после Крымской войны. Первые группы крымских татар (около 30 тыс. чел.) ушли еще в 1857 г. следом за турецкими войсками. Основной контингент эмигрантов выезжал в Турцию в 1860-1865, 1874-1875 гг. (около 135,5 тыс. чел.). Следующая волна эмиграционного движения крымских татар пришлась на начало 90-х гг. XIX в., когда выехало до 18,0 тыс. чел. Эмиграция в Турцию происходила и в начале XX в. (в основном, в 1902-1903 гг.). Фактически к началу XX в. большая часть крымско-татарского этноса оказалась за пределами своей исторической родины. Исторически все группы татар имели достаточно значительные городские группы в период существования самостоятельных ханств. Однако после присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств к Московскому государству, городская прослойка татар резко сократилась и из периода средневековья татары Поволжья и Западной Сибири выходили с незначительным городским населением (оно проживало в основном в Казани, Астрахани, Касимове и некоторых др. городах). В 1920-1980-х гг. урбанизация татар приобрела совершенно новые масштабы. Переломным в урбанизационных процессах среди татар в XX в. был период конца 1950-1960-х IT. С конца 1960-х гг. более половины татарского населения страны стала городскими жителями. В 1979-1980-х гг. доля татарского городского населения выросла довольно существенно: с 63 до 69%. Сейчас татары являются одним из самых урбанизированных народов СНГ. Этнические территории татар в средневековье занимали обширную зону: Крым, Нижнее и Среднее Поволжье (с частью Приуралья). Западную Сибирь. Практически в этом же ареале татары жили в XVI - начале XX вв. Однако в этот период среди татар наблюдались и интенсивные миграционные процессы, особенно они были характерны для волго-уральских татар. Активное переселение татар из среднего Поволжья в Приуралье началось после ликвидации Казанского ханства (заметим, что в некоторых районах При-уралья татары и их предки жили и раньше). В 1950-1980 гг. основным районом проживания татар в России оставался Волго-Уральский регион (3414,0 тыс. в 1959 г. и 4010,7 тыс. в 1989 г., т.е. соответственно, 83,8% и 81,2% татарского населения данной республики). В Поволжско-Уральском регионе основная масса татар сосредоточена в Республике Татарстан и в Республике Башкортостан. Причем, в последней республике в 1970-х гг. численность татар не только неросла, но даже сокращалась. Теперь известно, что это было связано с записыванием части татар во время переписи 1979 г. башкирами. Именно возвращение этого населения (может быть, еще не полностью) в свою настоящую национальность привело к существенному увеличению численности татар в Башкортостане - с 940,5 тыс. в 1979 г. до 1120,7 тыс. в 1989 г. Тем не менее, за 1959-1989 гг. доля татар, живших в этом регионе, снизилась на 2,7%. Основную роль при этом сыграла миграция татар в Западную Сибирь - главным образом в нефтедобывающие регионы. Так, в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецкой Республике за 1970-1989 гг. произошло увеличение численности татар почти в 3 раза. Татары сейчас живут в большинстве регионов России. Если исходить из масштабов всего СНГ, татары являются одним из самых (если не самым) дисперсно расселенных народов. Имеется и зарубежная татарская диаспора (численностью -до 100 тыс. человек, не включая крымских татар, эмигрировавших в Турцию в XVIII - XX вв. Относительно крупные группы зарубежных татар живут в Румынии (буджакские татары - от 23 до 35 тыс. человек), Турции (около 20 тыс. человек, без крымских татар, численность которых может достигать 1 млн.), Польше (5,5 тыс.), Болгарии (5 тыс.), Китае (4,2 тыс.), США (около 1 тыс.), Финляндии (950 человек), Австралии (до 0,5 тыс.), Дания (150 человек), Швеции (80 человек), Японии (30 семей). Многочисленные группы живут и в ряде других стран (в Германии, Франции, Австрии, Норвегии, Канаде, Саудовской Аравни, Египте, Афганистане и др.).

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ВОЛГО-УРАЛЬСКИХ ТАТАР

КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ

Казанские татары являются крупнейшей по численности частью татар Волго-Уральского региона (составляют 2/3 Волго-Уральских татар). В прошлом - субэтнос, в период формирования татарской буржуазной нации - этническая группа. Численность на конец XIX в. около 1711,3 тыс. человек. Состоят из ряда этнографических групп (центральной, нукратской, пермской, тептяро-башкирской). Самоназвание - татар. В прошлом бытовали и др. этнонимы (болгар, меселман). О формировании казанских татар единой точки зрения в науке нет, их этническая история остается исследованной недостаточно. Существуют гипотезы об их булгарском, золотоордынско-тюркском ("татарском")' и кыпчакском происхождения. Имеются и промежуточные точки зрения. В целом роль булгарского компонента в сложении казанских татар была значительной (VIII - начало XIII вв.). Однако сам этот компонент в этническом отношении был сложным (тюрки разного происхождения, угры, некоторые группы финнов). В составе Волжской Булгарии из многих племен сформировалась бул-гарская раннефеодальная народность, в предмонгольское время пережившая процесс консолидации в феодальную народность (возможно, сохраняя некоторые региональные этнические общности). Включение территории Волжской Булгарии в Золотую Орду привело к существенным этно-политическим изменениям, в этническую среду населения бывшей Волжской Булгарии проникла значительная масса кыпчакизированных, позже и кыпчако-ногайскйх групп. В XIV - начале XV вв. в районах проживания булгарского населения известны несколько княжеств - с центрами в г. Булгаре, в г. Джуке-тау, в г. Казани (Иске Казани), что свидетельствует о дезинтеграционных процессах. Лишь в рамках Казанского ханства (1438-1552 гг.), являвшегося национальным государством казанских татар, из двухэтнических компонентов - булгар и так называемых "татар", произошло окончательное оформление этнического облика нового этноса - казанских татар, как достаточно крупной феодальной народности. В дальнейшем, во второй половине XVI - XVII вв. усилилось взаимодействие казанских татар с мишарями и касимовскими татарами (на основе изменений в расселении). Смежное и чересполосное расселение этнических общностей татар Поволжья привело к этнической, языковой и культурной их интеграции. В результате этих процессов казанские татары XVIII в. переживали процесс превращения в субэтнос, а в период формирования татарской нации, потеряв некоторые субэтнические признаки, фактически превратились в этническую группу в составе татар волго-уральского региона.

МИШАРИ

Мишари образуют вторую по величине группу татар Волго-Уральского региона (составляют около 1/3 Волго-Уральских татар). В прошлом субэтнос, в период формирования татарской нации - этническая труппа. Численность на конец XIX в. до 626,6 тыс. человек. Состоят из ряда этнографических групп (северной, южной, лямбирской, западно-приуральской и северо-восточной). Народно-разговорный язык составляет западный диалект татарскoгo языка. Самоназвание - татар. В прошлом бытовали этнонимы— мишар, темен, алатыр, меселман. О формировании мишарей в науке существуют разнообразные точки зрения (о золотоордывско-тюркском или кыпчацком, финно-угорском, в т.ч. буртасско-угорском, булгаро-кыпчакском происхождении). Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, несомненно. Обычно этот компонент связывается с буртасами, подвергшимися сильному воздействию булгар. Однако этнические истоки самих буртасов остаются неясными. Возможно, что они были угорского или тюрко-угорского происхождения. В период формирования булгарской феодальной народности буртасы скорее всего еще сохраняли некоторые региональные особенности. После присоединения к Золотой Орде в районы проживания потомков буртас проникли многочисленные кыпчакско-ногайские группы. В XIV в. разные этнические группы входили в состав Наровчатовского княжества с центром в г. Мукшы, в этот период и позже активизируется употребление этнонима "можар" -"мещера", но в источниках часто употребляется наименование "татары". Дальнейшее формирование мишарей происходило в рамках Касимовского ханства (сер. XV в. - 1681 г.), столица которого первоначально называлась Мещерским городком. В Касимовском ханстве на основе взаимодействия "можарского" (более раннего) и "татарского" (в основном, кыпчакско-ногайского) компонентов в XIV - сер. XVI вв. шел процесс складывания самостоятельной феодальной народности мишарей. Однако этот процесс полностью не успел завершиться (как благодаря постоянному притоку ногайских и др. тюркских групп, так и значительной миграционной подвижности служило-мишарских групп). Благодаря крупномасштабным миграционным процессам второй половины XVI, первой половины XVIII вв. мишари широко расселились на правобережье р. Волги, в Закамских районах и в Приуралье. Активные межэтнические контакты мишарей с казанскими татарами привели к усилению интеграционных процессов между этими субэтническими группами (XVIII-XIX вв.). Западный диалект татарского языка сыграл значительную роль в формировании национального литературного языка. Постепенно среди мишарей локальные самоназвания стали вытесняться общенациональным этнонимом "татары". Переходной к последнему этнониму формой самоназвания у мишарей был этноконфессионим «меселман». В период формирования татарской нации мишари потеряли ряд признаков субэтноса, в первую очередь - особое самосознание. Но даже во время переписи 1926 г. около 200 тыс. чел. себя еще отнесли к самостоятельной "народности" - к "мишарям". Устойчивость этнонима мишар была связана с незавершенностью консолидации волго-уральских татар, в т.ч. и из-за полусословного характера группы мишарей в Приуралье (они там образовывали до 60-х гг. XIX в. отдельные "мещеряцкие" кантоны полувоенного характера). Кроме того, мишари имели и ряд языковых (особый диалект) и культурных особенностей (в частности, традиционно мишари не праздновали сабантуя и джиена, характерного для казанских татар). Однако в XX в. многие из этих различий исчезли или оказались сильно нивелированными. Сейчас этноним мишар сохраняется лишь как самоназвание второго уровня и то только локально.

КАСИМОВСКИЕ ТАТАРЫ

Этническая группа татар Волго-Уральского региона, в прошлом субэтнос, живут в г. Касимове и Касимовском р-не Рязанской обл. Часть расселена в Санкт-Петербурге, Москве, Рязани, Казани, Ташкенте, Риге и-др. городах. Численность их в настоящее время в г. Касимове и его окрестностях - чуть более 1 тыс. чел. Язык касимовских татар - говор в составе среднего диалекта татарского языка, однако испытал и определенное влияние западного (мишарского) диалекта. Верующие касимовские татары - мусульмане-сунниты. Небольшая группа крещеных касимовских татар не сохранилась (частично обрусела, частично отпала в мусульманство). Самоназвание - кечим татарлары, происходит от названия столицы Касимовского ханства - г. Касимова (другое название - Мещерский городок), в свою очередь получившего его от Касима - сына казанского хана Улу-Мухаммеда, правившего Мещерским городком и тянувшими к нему землями примерно с 1445 г. (точная дата неизвестна). В трактовке вопроса об этногезе касимовских татар можно выделить несколько подходов. Многие исследователи вплоть до 1920-х гг. были склонны усматривать в касимовских татарах мишарей, склоняясь к финно-угорской гипотезе их происхождения (В.В.Вельяминов-Зернов, В.А.Гордлевский, Б.А.Куфтин, С.П.Толстов). Исключение составлял видный татарский историк и этнограф Г.Н.Ахмеров, который связывал эту группу с золотоордынскими тюрками. Но и представители первого течения не отрицали существования тюркского компонента у касимовских татар. В 40-90-х гг. XX вв., с одной стороны, на более обширном фактологическом материале была показана определённая близость рассматриваемой группы с казанскими татарами (Н.И.Воробьев, Р.Г.Мухамедова, Л.Т.Махмутова), а с другой - ее достаточно выраженная самостоятельность (Т.А.Трофимова, А.Х.Халиков, Д.М.Исхаков). Последанее связано как с участием в формировании касимовских татар финского (мордовского), раннего тюрко-угорского (можарского), позднего тюркского - золотоордын-ского кли ногайско-кыпчакского (в т.ч. крымско- и сибирско-татарского) компонентов (ФЛ.Шарифуллина). Формирование касимовских татар как самостятельного субэтноса происходило в рамках Касимовского ханства (середина XV -около 1681 г.), тесно связанного с Московским государством, а после похода русских войск на Казань в 1487 г. фактически ставшего полностью зависимым от политики Москвы. Территория ханства была довольно значительной и включала в свой состав земли таких уездов XVI-XVII вв., как Касимовский, Кадомский, Елатомский, Шацкий, Темниковский. Население государства уже в XV в. было этнически неоднородным и состояло из "можар" (мишари), мордвы и "бесер-мян" (этнический компонент, связанный с булгарами). В документах XVI в. упоминаются "башкирцы" (видимо, ногайские группы). Господствующий слой, состоявший из ханов, султанов, сеитов, беков, уланов, мурз, тарханов, казаков обычно именовался "татарами". Наиболее крупные феодальные кланы были общими с Казанским ханством (ширины, барыни, аргыны, кыпчаки). В начале XVII в. известны джалаиры. Сложный этнический состав касимовских татар нашел отражение и в сохранившемся вплоть до начала XX в. их подразделении на три подгруппы: "белый аймак" (ак аймак), "черный аймак" (кара аймак) и "черные зипуны" (кара зыбыннар). На территорию Касимовского ханства в XVI-XVII вв. проникли многочисленные группы русского населения, заметное воздействие которых на культуру касимовских татар трудно отрицать. До I486 г. в ханстве правили потомки казанского хана Улу-Мухаммеда. 1486-1512 гг. на касимовском престоле сидели представители крымских ханов. В 1512-1573 гг. ханством правили ханы из рода Астраханских ханов. При них Касимовское ханство потеряло остатки своей независимости и превратилось в удельное княжество. Позже на троне сидели представители родов казахских и сибирских ханов. Начиная с 70-х гг. XVI в. началась христианизация касимовских царевичей (1573 г. - принятие Сайин-Булатом христианства и наречение его Симеоном; около 1683 г. крещение Сейид-Бурхана под именем Василия; мать последнего - Фатшва султан, была последней правительницей в Касимовском ханстве. Период XVIII-XIX вв. привел к крупным изменениям в социально-экономическом развитии касимовских татар. В результате ряда указов первой половины XVIII в., направленных на ликвидацию служилого землевладения у мусульман, часть феодалов крестилась (Костровы, Ширинские, Тургеневы и др.), остальные потеряли свои вотчины и поместья. Принявшие христианство татары быстро обрусели. Основная масса служилых татар была переведена в разряд "однодворцев" и приписана к тяжелейшим работам в ведомстве Адмиралтейской конторы (заготовка корабельного леса). Из-за нехватки земель, касимовские татары усиленно занимались промыслами. Уже в XVIII в. в Касимовском уезде было немало мерлушечных мануфактур, принадлежавших татарским купцам. Эти кожевенные изделия поставлялись во многие районы южной России: касимовские татары поддерживали интенсивную торговлю с Казахстаном и Средней Азией. В XVII-XVIII вв. они поселились в Москве. В XVIII-XIX вв. усилились торгово-экономические связи касимовских татар с др. группами татар Волго-Уральского региона (в т.ч. через такие ярмарки, как Макарьевская, Оренбургская, Троицкая). В XVIII в. начался отток татар из Касимовского уезда в Приуралье. В ХIX - начале XX вв. они проникли в сферу торговли (буфеты, рестораны т. д.) по железным дорогам, в городах (в Петербурге), что также привело к их миграции из основного экономического района, Эммиграции привели к постепенному уменьшению численности касимовских татар в XVIII - начале XX вв. В то же время происходила этническая консолидация касимовцев в общем составе татар Волго-Уральского региона. В конце XIX в. касимовские татары находились в единой культурно-информационной системе формирующейся татарской нации (обучение на татарском языке, издание газет на татарском языке и др.). Уровень грамотности был высок: в конце XIX в. 57% взрослого населения писали и читали на родном языке. Среди касимовских татар был распространен литературный татарский язык и общенациональный спой культуры, в т.ч. и городская. В результате касимовские татары из субэтноса превратились в этническую группу татарской нации. Былая их обособленность сохранилась отчасти в особенностях разговорного языка, традиционной культуры, а также в самосознании, имеющего два таксономических уровня - локальный (мы - касимовские татары) и общетатарский. Осознание своей принадлежности к более широкой "татарской" общности приобрело решающее значение.

 
Содержание:
 
Главная ¦ Татары ¦ Культура ¦ История ¦ Ссылки ¦
Hosted by uCoz