|
Татары
(из Энциклопедии "Народы и религии мира")
Татары, татар (самоназвание), народ в России, основное население Татарии.
Численность в России 5522 тыс. человек, в том числе в Татарии 1765,4
тыс. человек, Башкирии 1120,7 тыс. человек, Удмуртии 110,5 тыс. человек,
Мордовии 47,3 тыс. человек, Марийской Республике 43,8 тыс. человек,
Чувашии 35,7 тыс. человек, а также в областях Волго-Уральского региона,
Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Живут также в Казахстане
327,9 тыс. человек, Узбекистане 467,8 тыс. человек, Таджикистане 72,2
тыс. человек, Киргизии 70,5 тыс. человек, Туркмении 39,2 тыс. человек,
Азербайджане 28 тыс. человек, на Украине 86,9 тыс. человек, в Литве,
Латвии и Эстонии около 14 тыс. человек. Общая численность 6710 тыс.
человек.
Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские,
татары сибирские и татары астраханские. Самыми многочисленными являются
татары волго-уральские, включающие субэтносы казанских татар, касимовских
татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещёных
татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские,
барабинские и бухарские (этносословная группа татар). Среди астраханских
— юртовские, кундровские татары и карагаши (в прошлом выделялись ещё
татары "трёх дворов" и татары "емешные"). Особой
этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в
результате этнических и политических процессов XV—XVI веков, являлись
до начала XX века литовские татары. Эта группа во 2-й половине XIX
— начале XX вв. переживала в определённой мере процесс интеграции
в татарскую этническую общность.
Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка
делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский)
и восточный (сибирско-татарский). Астраханские татары по языковым
особенностям сохраняют определённую специфику. Тюркский язык литовских
татар перестал существовать ещё в XVI веке (литовские татары перешли
на белорусский язык, а к середине XIX века часть интеллигенции начала
использовать польский и русский языки).
Наиболее древняя письменность — тюркская руника. Письменность с X
века по 1927 — на основе арабской графики, с 1928 по 1939 — латинской
(яналиф), с 1939 — 40 — русской.
Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в том числе
нагайбаков), которые были обращены в XVI—XVIII веках в православие,
мусульмане-сунниты.
В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные
этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр,
керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских — нугай, карагаш,
юрт татарлары и другие; у сибирских — себер татарлары (себерэк), тоболлык,
туралы, бараба, бохарлы и т.д.; у литовских — мэслим, литва (липка),
татарлары.
Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских
племён в VI—IX веках, во 2-й половине XIX — начале XX вв. он закрепился
как общий этноним татар. В XIII веке в составе монголов, создавших
Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в том числе тюркские),
называвшиеся "татары". В XIII—XIV веках в результате сложных
этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие
кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили
этноним "татары". Европейские народы, русские и некоторые
крупные азиатские народы называли "татарами" население Золотой
Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды,
татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье
сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского
происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении
этнонима "татары". После падения ханств термин был перенесён
и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских,
именовавших всех жителей татарских ханств "татарами". В
условиях формирования этноса (во 2-й половине XIX — начале XX вв.)
у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания
своего единства. Ко времени переписи 1926 большинство татар называли
себя татарами.
Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена
болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже начала X века) одно
из ранних государств Восточной Европы — Волжско-Камскую Болгарию,
просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236. В составе
Волжско-Камской Болгарии из многих племенных и постплеменных формирований
складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая
процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды
привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего
независимого государства было образовано одно из десяти административных
делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в городе Булгаре. В
XIV—XV веках на этой территории известны отдельные княжества с центрами
в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В XIV—XV веках в
этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные,
в том числе ногайские, группы. В XIV — середине XVI вв. происходило
оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей.
Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438—1552),
являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы.
Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом
от Московской Руси с середины XV века Касимовском ханстве (просуществовало
в сильно изменённом виде до 80-х годов XVII века). Мишари до середины
XVI века переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские
татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически
социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении
образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями.
Во 2-й половине XVI—XVIII вв. в результате массовых миграций татар
в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских,
касимовских татар и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских
татар. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп
(но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского
происхождения). В XV—XVII веках это население, жившее в Астраханском
ханстве (1459—1556), частично в Ногайской Орде и отдельных ногайских
княжествах (Большие и Малые Ногаи и другие), испытало сильное воздействие
ногайцев. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты (отатаренные
таты, индийцы, среднеазиатские тюрки). С XVIII века усилилось этническое
взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. В отдельных
группах астраханских татар — в юртовских татарах и карагашах — различимы
этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского
этносов.
Литовские татары начали формироваться в конце XIV века на территории
Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды, позже
из Большой и Ногайских Орд.
Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского
и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных
ими угров. В XVIII — начале XX вв. усилились этнические контакты сибирских
татар с волго-уральскими.
Во 2-й половине XIX — начале XX вв. в результате этнокультурных и
демографических процессов (раннее вхождение в состав Русского государства,
близость этнических территорий, миграция волго-уральских татар в районы
Астрахани и Западной Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение
на основе этнического смешения) происходила консолидация волго-уральских,
астраханских и сибирских татар в единый этнос. Одним из выражений
этого процесса является усвоение всеми группами "общетатарского"
самосознания. Среди части сибирских татар бытовал этноним "бухарцы",
астраханских — "ногайцы", "карагаши", у волго-уральских
татар по переписи 1926 татарами себя считали 88% татарского населения
Европейской части СССР. Остальные имели другие этнонимы (мишар, кряшен,
в том числе часть из них — нагайбак, тептяр). Сохранение локальных
наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов
среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом,
хотя часть сибирских татар, нагайбаков и некоторые другие группы продолжают
выделять себя из состава остальных татар.
В 1920 образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991
преобразована в Республику Татарстан.
Традиционные занятия — пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали
пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и
коноплю.
Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, татары-кряшены
— свиней. В степной зоне стада были значительными, а у татар-оренбургских
казаков и астраханских татар животноводство по значению не уступало
земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади — наследие
кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу — кур, гусей, уток, в
последнее время — индеек. Второстепенную роль играло огородничество.
Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель.
В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство.
Традиционным для волго-уральских татар было пчеловодство: прежде бортевое,
в XIX—XX веках пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала
лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский
характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских татар, имело промысловое
значение, у барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство,
у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар — речное рыболовство
и охота.
Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные
промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие промыслы
— на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казённые лесные дачи,
лесопильни и др.; извоз. Традиционными, особенно для казанских татар,
были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий,
бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким
мастерством в обработке кожи ("казанский сафьян", "болгарская
юфть"), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в
XVIII—XIX веках возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие,
ичижные, золотошвейные мануфактуры, в XIX веке — кожевенные, суконные
и другие заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный
и другие кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались
в отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники).
Исконными для татар были торговля и торгово-посреднич. деятельность.
Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство
прасолов-заготовителей также были татарами. С XVIII века крупные торговцы
у татар главенствовали в операциях со Средней Азией и Казахстаном.
У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул)
в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах,
трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны были
селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах
возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные,
раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения татар Предкамья,
основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до конца XIX
— начала XX вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы расселения, беспорядочную
планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью
улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось
сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной
усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция
расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных
оград и т.д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения
большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной
сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью,
линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением
жилищ на линии улицы и т.д.
В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства,
торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные
хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей,
а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения
располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы.
В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны,
обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу
капка). Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В
них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного
функционирования здания.
Усадьбы разделялись на две части: передняя — чистый двор, где располагались
жилище, хранилища, скотные помещения, задняя — огород с гумном. Здесь
находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались
однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний
двор целиком отводился под животноводческие постройки.
Основной строительный материал — дерево. Преобладала срубная техника
строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича,
камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети.
Преобладал двухкамерный тип — изба — сени, местами бытовали пятистенки,
избы с прирубом. Зажиточные крестьянские семьи строили трёхкамерные
избы со связью (изба — сени — изба). В лесных районах преобладали
избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана,
"круглые" дома, крестовики и изредка построенные по городским
образцам многокамерные дома. Волго-уральскими татарами было освоено
и строительство жилищ вертикального развития, также в основном отмечаемые
в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом,
двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиционному
крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами)
представляли специфику сельского зодчества казанских татар. Состоятельные
крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали
в нижнем этаже лавки, магазины.
Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной
форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась
самцовая, а в степных — покрытие накатом из брёвен, жердей. Территориальные
различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне
— тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной — солома, луб, степной
— глина, камыш.
Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах
лесной и степной зон иногда — восточный вариант южнорусского плана,
изредка встречался план с обратным направлением устья печи (к входу)
и редко у татар-мишарей Окского бассейна — западнорусская планировка.
Традиционные черты интерьера избы — свободное расположение печи у
входа, почётного места "тур" в середине нар (сэке), поставленных
вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен "тур" помещался
по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась
перегородкой или занавесью на женскую — кухонную и мужскую — гостевую
половины.
Отопление осуществлялось печью с топкой "по-белому" и лишь
в редких избах татар-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные
печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием
или наличием котла, способом его укрепления — подвесным (у отдельных
групп татар-мишарей Окского басcейна), вмазанным и т.д.
Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной
мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и особенно
у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками,
столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д. декорировались матерчатыми
украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами,
салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью,
пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры.
Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной
одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами,
дорожками и т.д.
Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях
казанских татар районов Заказанья: старинные постройки, двух- и трёхэтажные
байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками
с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами,
лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными
столбиками, решёткой. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона,
карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот,
верхняя решётка глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный
и геометрические орнаменты, а также стилизованное изображение птиц,
голов животных. Резная декорировка архитектурных частей сочеталась
с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой
и т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная
пропильная резьба больше использовалась в северных районах Окского
бассейна. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных
труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внешний
облик имели избы татар смежных, отчасти и южных местностей лесостепной
зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности
стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью
снабжённые ставнями.
Мужская и женская нательная одежда — рубаха туникообразного покроя
и широкие свободного покроя штаны (так называемые "штаны с широким
шагом"). Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками,
нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальными
нагрудным украшением изу (особенно у казанских татар). В оформлении
мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная
вышивка (цветочно-растительный орнамент) и художественное ткачество
(геометрический орнамент).
Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой.
Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол.
Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали
по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины
носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В
холодное время года носили бешметы, чикмени, дублёные шубы.
Головной убор мужчин (кроме кряшен) — четырёхклинная, полусферической
формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш).
Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной,
гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины
— покрывала) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую
меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными
полями шляпу.
Женская шапочка — калфак — вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной
монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп
татар, кроме кряшен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы,
гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг
головы, наподобие русских женщин. Многочисленны женские украшения
— крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки
с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и прочее, при изготовлении
которых ювелиры применяли скань (плоскую и "татарскую" бугорчатую),
зернение, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными
камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений
широко использовались серебряные монеты.
Традиционная обувь — кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой,
нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки
были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, так называемые
"казанские сапожки". Рабочей обувью служили лапти татарского
образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками.
Их надевали с белыми суконными чулками.
Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища — супы,
заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого
теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье —
бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками
и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп — в
виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко
представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо).
Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую колбасу (казылык).
Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты — катык (особый
вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт
(разновидности творога) и др. Некоторые группы готовили разновидности
сыра. Напитки — чай, айран — смесь катыка с водой (летний напиток).
Во время свадьбы подавали ширбэт — напиток из фруктов и растворённого
в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда — элбэ (жареная
сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май), — свадебное блюдо
и др.
Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала XX
века существовали и большие семьи из 3—4 поколений. Семья была основана
на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин,
некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном
по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек.
В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие
моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный
период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались
о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была
одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты
особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в том числе религиозный
обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия
молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты
калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения
свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в
неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения
ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью
свадебных застолий казанских татар являлось раздельное их проведение
для мужчин и женщин (иногда в разных помещениях). У других групп татар
это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало.
У кряшен и мишарей бытовали специальные свадебные песни, у мишарей
существовало свадебные причитание невесты. Во многих районах свадьба
проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их
было незначительным.
Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете связан
с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного
поста и день рождения пророка Мухаммеда — Мэулид. Крещёные татары
отмечали христианские праздники, в которых наблюдались элементы традиционных
народных праздников татар. Из народных праздников наиболее значительный
и древний — сабантуй — праздник плуга — в честь весеннего сева. Он
не имел не только точной календарной даты, но и определённого (установленного)
дня недели. Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния
снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур.
Деревни одной округи праздновали в определённой очерёдности. Кульминацию
праздника составлял мэйдан — состязания в беге, прыжках, национальной
борьбе — керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков
для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд
обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную
часть — карга (дэрэ, зэрэ) боткасы — коллективное угощение кашей,
приготовленной из собранных продуктов. Её готовили в большом котле
на лугах или на пригорке. Обязательным элементом сабантуя был сбор
детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние
десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения
весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному
празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы
татар, которые в прошлом его не праздновали.
С 1992 два религиозных праздника — Курбан байрам (мусульманский) и
Рождество (христианский) включены в официальный праздничный календарь
татарстана.
В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды,
баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская музыка построена
на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные
инструменты: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (губной
варган, возможно, проник через угров), скрипка, у кряшен — гусли.
Профессиональная культура тесно связана с народным творчеством. Значительного
развития достигли национальная литература, музыка, театр, наука. Развито
прикладное орнаментальное искусство (золотое шитьё, вышивка тамбуром,
кожаная мозаика, ювелирное дело — скань, гравировка, чеканка, штамповка,
резьба по камню, дереву).
Д. М. Исхаков, Ю. Г. Мухаметшин, С. В. Суслова, Р. К. Уразманова,
Н. А. Халиков
Этнонимы: татары, бараба, болгар, бохарлы, казанлы, карагаш, керэшен,
кэчим, липка, литва, меселман, мишэр, мэслим, нагайбэк, нугай, себер
татарлары, себерэк, татар, татарлары, типтэр, тоболлык, туралы,
юрт татарлары
|
|